"Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу".
Интерес к анализу характера человека во многом связан с попытками типологизировать индивидуальные различия и модели поведения людей. Такая типологизация увеличивает вероятность построения психологом достоверных гипотез относительно причин, повлиявших на возникновение у клиента проблем в повседневной жизни.
Можно выделить два подхода к характерологическому анализу: структурный и функциональный.
В рамках структурного подхода характер рассматривается как совокупность устойчивых психических свойств и привычных способов поведения человека. Здесь особое место уделяется врожденному темпераменту.
Функциональный подход фокусирует внимание на защитной роли характера. Характер рассматривается как форма адаптации человека к миру, включающая в себя определенный набор средств достижения целей. В данном подходе влияние темперамента учитывается, но предусматриваются такие варианты развития, при которых характер у человека может отсутствовать вовсе или формироваться путем преобразования темперамента, а порой и вовсе вопреки нему.
Л.С.Выготский предпосылками врожденного поведения считал свойства, заложенные в темпераменте. В то время как характер, по его мнению, представляет собой специфический склад личности, сформированный под влиянием опыта, приобретенного в процессе развития и воспитания. Характер, по сути, выступает в качестве индивидуальной надстройки над врожденным темпераментом. Также Л.С.Выготский отмечал, что темперамент обычно относят к сфере чувств, а характер – к сфере воли.
В.Райх использовал термин "характерный панцирь", акцентировав внимание на защитной функции характера, под которым он понимал "сформированное, хронически конкретизированное в психической структуре выражение нарциссической защиты".
Изначально описание характерологических типов разрабатывалось клиническими психологами и психиатрами (Э.Кречмер, П.Б.Ганнушкин, А.Е.Личко, К.Г.Юнг и др.). Вероятно, поэтому и в настоящее время названия характерологических типов в основе имеют нозологические термины. При этом речь идет о норме, не имеющей отношения к патологии.
Например, человек может обладать характером с шизоидными чертами, но это не означает, что у него шизофрения. Сам термин возник от латинского "шизо", что означает - унылый, скучный. В поведении шизоидов наблюдаются некоторые черты, ярко проявляющиеся у больных шизофренией, однако, это явления качественно разные по глубине и интенсивности.
Одной из основополагающих концепций в характерологии является классификация характеров Э.Кречмера (шизотимик/циклотимик).
Два общих типа в своей классификации, изначально выделил и К.Г.Юнг, взяв за основу деления такой признак как установка – интровертная и экстравертная. Интроверт ориентируется на субъективные факторы, а экстраверт на объект и "объективно данное".
В дальнейшем К.Г.Юнг сконструировал и охарактеризовал более специфические типы. Их разнообразие обусловлено преобладанием определенной психической функции, посредством которой человеку свойственно приспосабливаться к окружающей реальности и ориентироваться в ней.
К.Г.Юнг выделил 4 вида психических функций: мышление – чувство (эмоции), ощущение (сенсорика) – интуиция. С учетом существующей у человека установки получилась следующая классификация: экстравертные рациональные типы (мыслительный и чувствующий), экстравертные иррациональные типы (ощущающий и интуитивный), интровертные рациональные типы (мыслительный и чувствующий), интровертные иррациональные типы (ощущающий и интуитивный). Действия рациональных типов основаны на суждениях разума, а иррациональных – на силе восприятия.
При этом нельзя говорить о том, что в чистом виде данные типы часто встречаются в реальности, т.к. помимо наиболее дифференцированной функции в сознании всегда бывает и менее дифференцированная, тем не менее, детерминирующая функция.
Обратим внимание на то, что ученые, начиная с выделения общих типов, в дальнейшем пытаются сформировать и описать как можно больше специфических классов. Это во многом связано с необходимостью решения практических задач, стоящих перед психотерапевтами и психологами. Абстрактных типов недостаточно для понимания особенностей человека и формирования при необходимости средств коррекции характера.
На наш взгляд, особый интерес представляет типология психопатий (аномалий характера), разработанная П.Б.Ганнушкиным, на базе которой А.Е.Личко создал свою классификацию акцентуаций характера, разграничив их с психопатиями и психопатоподобными расстройствами.
Психотерапевтическая работа с характером занимает достаточно продолжительное время и продолжается, как правило, более года. За этот период диагностируются черты характера клиента (в том числе, патологические), проводится психообразовательная работа и коррекция тех характерологических особенностей, которые вообще могут быть скорректированы.