Отношения

relations

"Что может дать один человек другому кроме капли тепла? И что может быть больше этого? "

Эрих Мария Ремарк

Понять и принять себя порой бывает очень сложно, понять и принять другого – еще сложнее. В процессе общения мы познаем окружающий мир, других людей, себя. Но как же невообразимо трудно бывает порой разобраться во взаимоотношениях. Кто прав, кто виноват и есть ли вообще тот, кто стопроцентно прав или виновен...

Любые отношения – прежде всего, диалог. Диалог эмоционально включенных собеседников, стремящихся услышать друг друга и понять. Если диалог по каким-то причинам невозможен или затруднен, отношения деформируются и начинают разрушаться.

Самые первые отношения, в которые мы вступаем – отношения с мамой или другим близким, ее замещающим. На свет ребенок появляется абсолютно беспомощный. Его жизнь и благополучие целиком зависят от взрослого человека. Малышу необходимы внимание и забота. Его потребности должны быть услышаны, поняты и удовлетворены. Существует мнение, что качество первых отношений ребенка со значимым взрослым влияет на специфику всех его дальнейших отношений в жизни (дружеских, любовных, родительских, деловых и т.д.).

Ведь именно в процессе общения с мамой происходит развитие эмоциональной сферы малыша. Он учится проявлять и регулировать свои чувства. В результате, формируется первая устойчивая модель взаимоотношений – определенный тип привязанности.

Основоположник теории привязанности английский психиатр и психоаналитик Джон Боулби (1907-1990) предложил выделять 4 типа привязанности.

Надежный тип привязанности складывается, если мама эмоциональна, отзывчива, толерантна и последовательна в своем поведении. Она понимает и способна удовлетворить потребности ребенка. В случае возникновения ситуации, вызывающей тревогу, такие дети получают от мамы необходимую поддержку, поэтому чувствуют себя всегда защищенными и не боятся исследовать окружающий мир. Вырастая, они ценят в отношениях доверие и любовь. Способны уважать потребности и желания партнера. При этом адекватно отстаивают свои границы и не проваливаются в зависимые отношения.

Тревожно-устойчивый тип привязанности формируется в случае непредсказуемости поведения мамы. За один и тот же поступок она то хвалит ребенка, то ругает. Это может быть обусловлено как личностными особенностями мамы, например, ее тревожностью или впечатлительностью, так и ее эмоциональной нестабильностью, возникающей на фоне постоянных перегрузок. В результате малыш не чувствует себя в безопасности. Он настороженно относится к маме и уж тем более к посторонним людям. Не стремится к самостоятельности. Остро реагирует на разлуку и всячески пытается держать маму в поле зрения. Непредсказуемое исчезновение, а потом появление мамы вызывает у такого малыша амбивалентную реакцию. С одной стороны – радость, с другой – злость и гнев.

Вырастая, люди с тревожно-устойчивым типом привязанности обычно бывают неуверенными в себе и склонными к созависимости. Они нуждаются в постоянном подтверждении взаимности отношений. Партнера переоценивают, не доверяют ему, в итоге, часто подвергают тотальному контролю и удушающей любви.

Тревожно-избегающий тип привязанности складывается у детей, рано столкнувшихся с холодом, непониманием и эмоциональным отвержением со стороны значимого взрослого. Они перестают ожидать внимание, заботу и защиту, усваивая, что потребность в близости всегда приводит к разочарованию и душевной боли.

Вырастая, люди с тревожно-избегающим типом привязанности считают себя самодостаточными, способными жить без эмоций. Такие взрослые неосознанно боятся быть отвергнутыми и уязвимыми, поэтому стараются не открывать своих чувств. Они не умеют просить о помощи и поддержке, предпочитают дистанцироваться от других людей. Избегают длительных близких отношений. Из-за страха быть брошенными часто заканчивают отношения первыми. Обычно воспринимаются окружающими как успешные «бесчувственные сухари».

Дезорганизованный тип привязанности формируется в результате травматического опыта. Жестокое обращение с ребенком, игнорирование его потребностей, запугивание, равнодушие, агрессия не позволяют малышу понять, что такое близость. Отношения такие дети представляют как непредсказуемые сильные вспышки разрозненных эмоций, часто сопровождающиеся болью и страданием. Вырастая, они не стремятся к последовательности и логике во взаимодействиях с другими, не считают необходимым контролировать силу проявляемых эмоций. Отношения с ними словно жизнь рядом с вулканом, то тепло и сытно, то вдруг внезапно надо экстренно спасаться, чтобы выжить.

Сформированный в детстве тип привязанности - паттерн устойчивый во времени, проявляющийся в  дальнейших отношениях с людьми. Тем не менее, его можно попробовать изменить. Получая в отношениях опыт эмоциональной доступности, понимания, безопасной близости, тепла и безусловного принятия человек способен научиться доверять партнеру, делиться своими чувствами и переживаниями, поддерживать и обращаться за помощью.

В психотерапии клиент может приобрести новый опыт отношений, основанных на доверии и принятии. Ведь терапевтические отношения предполагают удовлетворение эмоциональных потребностей клиента, при соблюдении психотерапевтических границ.

Теория привязанности – это лишь одна из сотен психологических теорий, стремящихся объяснить проявление в отношениях тех или иных закономерностей.

В чем же секрет успешных отношений? Для каждых конкретных отношений он свой, уникальный. Главное – желание идти навстречу друг другу, а для этого часто приходится работать в первую очередь над собой.

«По-настоящему самый близкий человек – это тот, который знает твое прошлое, верит в твое будущее, а сейчас принимает тебя таким, какой ты есть».

Фридрих Ницше